Обвязка строительных колонн полуотводами вентиляции

Обвязка строительных колонн полуотводами вентиляции

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НА МОНТАЖ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Типовая технологическая карта (ТТК) составлена на один из вариантов производства работ по монтажу воздуховодов систем вентиляции промышленных и общественных зданий.

ТТК предназначена для ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ, а также с целью использования при разработке проектов производства работ, проектов организации строительства, другой организационно-технологической документации.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Системы вентиляции. Современные приемы монтажа воздуховодов

В общем объеме работ по монтажу систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации на промышленных объектах — наиболее трудоемким является монтаж воздуховодов.

Большую часть монтажа воздуховодов приходится выполнять на высоте, что осложняет процесс сборки систем вентиляции, особенно, если учесть значительные габаритные размеры и массу деталей вентиляционного оборудования. Это вызывает необходимость применения при монтаже вентиляции специальных машин, механизмов и приспособлений. К ним относятся такие машины, как самоходные краны, автогидроподъемники, подмости выдвижные самоходные, передвижные монтажные площадки и пр.

При устройстве систем вентиляции метод монтажа воздуховодов зависит от особенностей проектирования вентиляционных систем, особенностей строительных конструкций, условий монтажа вентиляции, наличия подъемных механизмов.

Наиболее прогрессивный метод монтажа воздуховодов предусматривает предварительную сборку воздуховодов и укрупненные узлы длиной 25-30 м, составленные из прямых участков воздуховодов и фасонных частей.

Системы вентиляции. Монтаж горизонтальных металлических воздуховодов

При монтаже горизонтальных металлических воздуховодов обязательно соблюдают такую последовательность работ:

— устанавливают средства крепления путем приварки к закладным деталям или с помощью строительно-монтажного пистолета;

— намечают места установки механизмов для подъема узлов воздуховодов и готовят к работе инвентарные леса, подмости, вышки;

— подносят отдельные детали воздуховодов и собирают их в укрупненные узлы на инвентарных подставках, а детали воздуховодов больших сечений — на полу;

— устанавливают хомуты или другие средства крепления.

После промежуточной сборки воздуховодов монтажный узел тропят инвентарными стропами, а на концах узлов привязывают оттяжки из пенькового каната.

Монтажный узел воздуховода поднимают на проектную отметку с инвентарных подмостей автоподъемником или другими механизмами, затем подвешивают его к ранее установленным креплениям. В конце монтажа воздуховод соединяют фланцами с ранее смонтированным участком воздуховода.

В монтажной практике встречаются такие варианты проектных решений прокладки металлических воздуховодов, как прокладка под перекрытием здания, на наружной стене, эстакаде, в межферменном пространстве.

При монтаже воздуховодов следует соблюдать следующие основные требования СНиП 3.05.01-85 «Внутренние санитарно-технические системы».

Способ монтажа воздуховодов выбирают в зависимости от их положения (вертикальное, горизонтальное), характера объекта, местных условий, расположения относительно строительных конструкций (внутри или снаружи здания, у стены, у колонн, в межферменном пространстве, в шахте, на кровле зданий), а также от решений, заложенных в ППР или типовых технологических картах.

Воздуховоды систем вентиляции, кондиционирования воздуха и воздушного отопления следует проектировать в соответствии с требованиями пунктов СНиП 2.04.05-91, предусматривая в проектах технические решения, обеспечивающие ремонтопригодность, взрывопожаробезопасность систем и нормативные требования.

Монтажные положения, способы соединения и крепления воздуховодов

В целях унификации расположения воздуховодов относительно строительных конструкций рекомендуется использовать разработанные ГПИ «Проектпромвентиляция» монтажные положения воздуховодов круглого и прямоугольного сечения. Эти монтажные положения воздуховодов определяются следующими рекомендациями и размерами.

1. Оси воздуховодов должны быть параллельны плоскостям строительных конструкций.

2. Расстояние от оси воздуховода до поверхностей строительных конструкций вычисляют по следующим формулам:

— для воздуховодов круглого сечения

где — максимальный диаметр прокладываемого воздуховода, включая изоляцию, мм;

— для воздуховодов прямоугольного сечения

где — максимальная ширина прокладываемого воздуховода, мм; — расстояние между наружной поверхностью воздуховода и стеной (не менее 50 мм), мм.

При ширине воздуховода 100-400 мм 100 мм, при 400-800 мм 200 мм, при 800-1500 мм 400 мм.

3. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховода до наружной поверхности электропроводов определяют по формулам:

— для воздуховодов круглого сечения

— для воздуховодов прямоугольного сечения

4. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховода до наружной поверхности трубопроводов находят по формулам:

— для воздуховодов круглого сечения

— для воздуховодов прямоугольного сечения

5. При параллельной прокладке нескольких воздуховодов на одной отметке минимально допустимое расстояние между осями этих воздуховодов вычисляют по формулам:

— для воздуховодов круглого сечения

— для воздуховодов прямоугольного сечения

где и — диаметры воздуховодов, мм; и — размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения, мм.

6. Минимально допустимое расстояние от оси воздуховодов до поверхности потолка определяют по формулам:

— для воздуховодов круглого сечения

— для воздуховодов прямоугольного сечения

7. При прохождении воздуховодов через строительные конструкции фланцевые и другие разъемные соединения воздуховодов размещать на расстоянии не менее 100 мм от поверхности этих конструкций.

Отдельные детали воздуховодов (прямые участки и фасонные части) соединяются между собой в воздухопроводную сеть с помощью фланцевых и бесфланцевых соединений (бандажей, планок, реек, раструбных и других соединений).

Крепление воздуховодов следует выполнять в соответствии с рабочей документацией и требованиями СНиП 3.05.01-85*. Крепление горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов (хомуты, подвески, опоры и другие) на бесфланцевом соединении следует устанавливать на следующих расстояниях:

— не более 4 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения менее 400 мм;

— не более 3 м при диаметрах воздуховода круглого сечения или размерах большей стороны воздуховода прямоугольного сечения 400 мм и более.

Крепления горизонтальных металлических неизолированных воздуховодов на фланцевом соединении круглого сечения диаметром до 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах большей его стороны до 2000 мм включительно следует устанавливать на расстоянии не более 6 м. Расстояние между креплениями изолированных металлических воздуховодов любых размеров поперечных сечений, а также неизолированных воздуховодов круглого сечения диаметром более 2000 мм или прямоугольного сечения при размерах его большей стороны более 2000 мм должны назначаться рабочей документацией.

Крепления вертикальных металлических воздуховодов следует устанавливать на расстоянии не более 4 м.

Крепления вертикальных металлических воздуховодов внутри помещений с высотой этажа более 4 м и на кровле здания должно назначаться рабочим проектом.

Конструкции соединений деталей воздуховодов будут рассмотрены более подробно в специальной литературе.

Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов

Разработка технической документации на изготовление и монтаж воздуховодов сводится к разработке аксонометрической монтажной схемы системы вентиляции (кондиционирования воздуха), комплектовочных ведомостей деталей воздуховодов и ведомостей серийного производства (шумоглушители, заслонки, воздухораспределители, зонты, дефлекторы и др.), а также чертежей (эскизов) неунифицированных деталей. Перечисленная техническая документация называется монтажным или монтажно-заготовительным (МЗП) проектом.

МЗП нужен для оформления заказа в заготовительном предприятии на изготовление деталей воздуховодов монтируемых систем вентиляции и кондиционирования воздуха, для проверки комплектности заготовок систем, а также для определения места каждой выполненной на заготовительном предприятии детали в системе при ее монтаже. МЗП разрабатывается для каждой системы.

Для разработки МП необходимы следующие исходные данные:

— рабочие чертежи марки ОВ монтируемых систем и архитектурно-строительные чертежи марки АР, планы и разрезы здания (сооружения) в местах расположения монтируемых систем;

— альбомы и другие материалы, в которых содержатся данные по унифицированным деталям и узлам монтируемых систем;

— габаритные и присоединительные размеры оборудования и типовых деталей;

— рекомендуемые монтажные положения сборочных единиц систем;

— нормативные и методические материалы о порядке выполнения и оформления МП систем.

Монтажное проектирование состоит из следующих шагов:

— используя РЧ марки ОВ, вычерчивают аксонометрическую схему системы, производят деление трасс воздуховодов системы на детали, как правило, унифицированные, содержащиеся в альбомах, нормах и других документах;

— выбирают типы соединения деталей между собой и с другими сборочными единицами системы;

— устанавливают места и типы креплений трасс воздуховодов системы;

— разрабатывают эскизы (чертежи) неунифицированных деталей с определением всех необходимых для их изготовления размеров;

— составляют обязательные для МП документы:

1) аксонометрическую монтажную схему системы;

2) комплектовочные ведомости;

3) эскизы на неунифицированные (нетиповые, нестандартные) детали.

Могут разрабатываться и другие документы. Государственного стандарта или других единых норм на состав документов МП нет, а поэтому их перечень в разных регионах и предприятиях может отличаться. Обязательными документами являются перечисленные выше три наименования. Однако и их структура, а также содержание могут отличаться.

Аксонометрическая монтажная схема вычерчивается на основе аксонометрической схемы рабочего чертежа, разработанного проектной организацией до начала монтажного проектирования, т.е. она имеется в качестве исходных данных. Аксонометрическая монтажная схема может быть по конфигурации копией схемы РЧ либо ее изображают произвольно на отдельном листе без соблюдения масштаба. На эту схему наносят отметки уровней вентилятора, перекрытий, подъемов, опусков воздуховодов, а также длины горизонтальных прямолинейных участков и все диаметры и сечения воздуховодов. На рис.1 приведены для сравнения аксонометрические схемы одной и той же системы вентиляции и аксонометрическая схема из состава рабочих чертежей и монтажная схема.

Рис.1. Аксонометрические схемы системы вентиляции:

Читать еще:  Какое напольное покрытие выбрать для кухни?

а — схема рабочего чертежа; б — монтажная схема; 1. 14 — унифицированные детали

Схему делят на части (детали). Сначала выделяют стандартные, типовые и унифицированные детали системы, размеры которых известны. Затем разрабатывают эскизы нетиповых (неунифицированных) деталей в аксонометрической проекции, определяют размеры, необходимые для их изготовления. Находят суммарные длины прямых участков сети между стандартными, типовыми, фасонными деталями и другими элементами. Прямолинейные суммарные участки воздуховодов разбивают на индивидуальные участки (детали) рекомендованной ВСН 353-86 длины. При этом один из индивидуальных участков каждой прямой линии воздуховодов может отличаться от рекомендованной длины. Его называют подмер. Длина подмера обычно уточняется по месту, а поэтому целесообразно при фланцевом соединении один фланец делать свободным для перемещения вдоль оси воздуховода. Участкам присваиваются номера, их обозначают цифрами в кружочках, например (Т), что означает участок номер 1. На рис.2 приведен упрощенный фрагмент аксонометрической монтажной схемы трассы воздуховодов системы вентиляции. Фрагмент использован для иллюстрации упрощенной комплектовочной ведомости (табл.1.1).

Рис.2. Фрагмент монтажной схемы воздуховодов:

1, 2, 3 — прямые участки; 4 — прямой участок с торцовой сеткой; 5 — прямой участок с сеткой и движком; 6 — прямой участок с врезкой; 7, 8 — отводы; 9 — переход

Выше отмечено, что в состав МП входит разработка комплектовочных ведомостей и ведомостей деталей воздуховодов.

На каждую систему составляется одна или несколько комплектовочных ведомостей. Количество ведомостей и их форма зависят от требований предприятий, выполняющих заказ на изготовление деталей. Так, например, в комплектовочной ведомости системы вентиляции могут быть приведены следующие данные: номера деталей, их наименования, размеры деталей (диаметр для воздуховодов круглого сечения; размеры сторон воздуховодов прямоугольного сечения; длины), количество (штук, кг одной штуки и масса всех штук), толщина металла. Сами детали перечисляются в ведомости не в той последовательности, в которой они расположены в системе по ходу воздуха, а по группировкам однотипности:

— прямые участки с врезками;

— прямые участки с решетками, сетками и т.д.;

— отводы и полуотводы;

Состав группировок и их порядок расположения в ведомости в разных региональных организациях может отличаться.

Образец комплектовочной ведомости представлен в табл.1.1, которая составлена для фрагмента системы, приведенной на рис.2. В конце комплектовочной ведомости могут быть приведены данные общей площади поверхности воздуховодов и общие площади по толщинам металла, деталей (отдельно по прямым участкам и фасонным частям, по толщинам металла в м и кг); число и перечень соединительных элементов (бандажей, фланцев и соединений на шине — количество по каждому размеру); решетки и сетки, ВЭПш (воздухораспределители эжекционные панельные штампованные) и других деталей, установленных на воздуховодах.

Комплектовочная ведомость деталей воздуховодов

Узел 1.15 — 1.17 Монтаж круглых воздуховодов к стене

Узлы крепления круглых воздуховодов устанавливают, используя для этого определенные наборы комплектующих. Их состав зависит от:

  • Массы и диаметра воздуховода.
  • Наличия/отсутствия изоляционного слоя на нем.
  • Параметров потока воздуха (давление, скорость, влажность, температура, степень загрязненности).
  • Окружающих условий.

Узел 1.15 Крепление воздуховода к стене

Описание

Крепление круглых неизолированных воздуховодов среднего диаметра к стене хомутом, вывешенном на консоли со шпилькой. Этот метод установки способствует равномерному распределению нагрузки по длине траверсы, препятствуя ее недопустимому изгибу. Он подойдет для воздуховодов круглого сечения, по которым с небольшой скоростью идет воздух невысокой влажности и температуры, не содержащий пыли, загрязнений, едких соединений. Применяют для устройства систем вентиляции или кондиционирования воздуха производственных цехов, складов и коммерческих объектов, несколько реже – в быту.

Два анкерных болта FAZ крепят консоль к стене, в нее вкручивают и контрят шпильку, а на ее противоположный конец – хомут. Внутрь него помещают воздуховод и фиксируют там, зажимая винты.

Комплектующие

Из стали с гальванической оцинковкой поверхности. Для эксплуатации в конструкциях, испытывающих вибрации, разрушающие нагрузки и постоянную влажность.

  • Консоль монтажная из С-профиля. Для выбора нужного положения шпильки имеет перфорированные пазы. На ней вывешивают воздуховод.
  • Круглый хомут для воздуховода. Связывает его с траверсой и служит для равномерного распределения нагрузки. Надежная фиксация с продолжительным сроком службы.
  • Заглушка траверсы. Предохраняет от травм во время монтажа. Закрывает торец консоли.
  • Разжимной анкерный болт. Надежно крепит опорную пластину консоли к стене, равномерным образом передавая на нее усилие от монтажного узла с воздуховодом.
  • Гайка для шины траверсы. Фиксирует положение шпильки на консоли с помощью болта с нужной резьбой.
  • Шестигранная гайка. Используется как крепеж, контрящий шпильку с хомутом в гайке для шины.
  • Шпилька с резьбой. Прочно связывает хомут с консолью в жесткую конструкцию.

Узел 1.16 Крепление воздуховода к стене

Описание

Установка воздуховода круглого сечения небольших диаметров (без изоляции) на стену помещения делается при помощи хомута, зафиксированного шпилькой на траверсе. Такой монтаж снижает усилие на консоль, исключает ее прогиб или отрыв от основания. Крепежный узел полностью сохраняет геометрическую форму воздуховода и предотвращает повреждение его стенок в процессе монтажа, т.к. вентиляционный канал вывешен и соприкасается только с полухомутами. Используется в бытовых условиях для приточно-вытяжной вентиляции индивидуальных домов, а также небольших автосервисов, моек, пищеблоков кафе и ресторанов.

Траверса через опорную плиту забивными анкерами прикреплена на стене. В консольной ее части установлена шпилька с хомутом. Для закрепления круглый воздуховод вставляют в хомут и обжимают его невыпадающими винтами.

Комплектующие

Из качественной жаропрочной стали, защищенной от коррозии оцинковкой. Используются в узлах крепления с воздействием влажного воздуха, высоких температур и агрессивных соединений.

  • Перфорированная установочная траверса. На нее через хомут подвешивают воздуховод.
  • Хомут круглой формы. Охватывает воздуховод, равномерно передавая усилие от его массы на шпильку и, далее, к консоли. Прочный крепежный элемент с длительным ресурсом работы.
  • Заглушка торца траверсы. Улучшает внешний вид, не допускает появления влаги в ее скрытой полости. Исключает травмы исполнителей во время работ по монтажу или обслуживанию.
  • Забивные анкеры с болтами и плоскими шайбами. Фиксируют консоль, тем самым перераспределяя на стенку нагрузку от узла крепления воздуховода.
  • Гайка консоли. Надежно определяет место шпильки на траверсе, зажимается болтом.
  • Гайка шестигранная. Предохраняет шпильку с хомутом, закрепленную в шине, от самопроизвольного отворачивания при эксплуатации.
  • Резьбовая шпилька. Основной элемент, обеспечивающий прочность крепежного узла, а также связь консоли с хомутом и воздуховодом.

Узел 1.17 Крепление воздуховода к стене

Описание

Круглые воздуховоды, кроме вентиляции, применяют для удаления воздуха с избытком влаги, загрязненного пылью или же перемещения сыпучих грузов. Нагрузка на воздуховоды и их узлы крепления растет, возможно возникновение вибрации и шума. Для таких ситуаций лучше использовать более надежную фиксацию воздуховода на стене в двух точках по его высоте, без использования шпильки. А хомут в обязательном порядке снабжается вибро- звукоизолирующей вставкой. Применяют такие крепления почти исключительно в промышленных условиях для систем удаления дыма, пневмотранспорта и аспирации.

Две консоли располагают на стене так, чтобы одна была опорой воздуховода снизу, а другая прижимала его сверху. Для фиксации на стенке каждой из траверс используют по паре анкерных болтов FAZ. В пазах консолей болтом с гайкой зафиксированы уголки FAF. А напрямую к ним крепят хомут с воздуховодом.

Комплектующие

Из оцинкованной стали. Превосходно работают в нагруженных системах вентиляции, со значительным воздействием шума, вибрации и повышенной температуры перемещаемой среды.

  • Траверса установочная (профиль C-образного сечения) для поддержки воздуховода сверху и снизу. Хомут монтируют с зазором от стены, величина которого определена проектом. Для болтов в шине выполнена перфорация.
  • Хомут под крепление воздуховодов, рассчитанный на длительную эксплуатацию. Жестко крепится к консоли посредством уголка, одновременно фиксируя положение круглого воздуховода.
  • Торцевая пробка для траверсы. Закрывает острые кромки шины, тем самым исключая порезы и травмы у инсталляторов.
  • Болт анкерный разжимный. Служит для крепления опорной поверхности консоли на стенке и сбалансировано передает ей нагрузки, возникающие в узле крепления и воздуховоде.
  • Болт метрический с Т-образной головкой (под перфорацию). Нужен, что закрепить уголок с хомутом на траверсе.
  • Гайка с шестигранником. Крепежная деталь для затяжки невыпадающих винтов, обжимающих воздуховод хомутом.
  • Уголок с двумя отверстиями. Универсальная деталь, соединяющая консоль и хомут с воздуховодом в прочный и долговечный крепежный узел.

Описание калориферов и узлов обвязки приточной вентиляции

Приточно-вытяжная вентиляция работает за счет потребления и обработки наружного воздуха. В условиях отрицательных температур и продолжительной зимы воздушные потоки надо подогревать, т.к. если пускать их напрямую, то микроклимат внутри здания станет непригодным для человека. Приточный воздух подогревается калорифером. От него напрямую зависит эффективность вентсистемы. Поэтому обвязка калорифера приточной вентиляции должна выполняться с соблюдением всех норм и правил и только качественными материалами. Техническая часть разрабатывается в проекте.

Принцип работы калорифера

Канальный нагреватель или калорифер – универсальный аппарат передачи тепловой энергии от нагревательных элементов приточному воздуху, осуществляющий нагрев/охлаждение воздуха внутри вентилируемого помещения.

Работает по принципу теплообменника и состоит из труб, по которым непрерывно циркулирует подогретый или охлажденный теплоноситель (вода, водяной пар или фреон). Холодный или теплый воздух, проходя через приточную систему вентилирования, контактирует с трубами теплообменника. Происходит переход энергии от одного носителя к другому. Воздушные массы нагреваются/охлаждаются, а затем выдуваются в помещение.

Читать еще:  Капает конденсат из вентиляции частного дома

Сам по себе канальный нагреватель работать не может и требуется система обвязки. Есть другое название – узлы регулирования основных параметров. Это набор дополнительных элементов, выполняющих ряд сопутствующих функций:

  • контроль работы теплообменника. Обеспечивают бесперебойный режим функционирования, сигнализируя о сбоях;
  • постоянный контроль над температурой теплоносителя. Чтобы воздуха нагревался равномерно, без скачков, она должна быть в пределах расчетных показателей;
  • предотвращение обледенения узлов канального нагревателя, а также вентиляционных каналов.

Основные нормы и правила

Проектирование и монтаж калориферов регламентируется нормативной документацией: СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» и СП 41-101-95 «Проектирование тепловых пунктов».

Многие заказчики требуют от проектировщиков конкретный СНиП или ГОСТ, с описанием необходимости установки узла обвязки калорифера, а также регламенты на схемы. Подобную информацию можно почерпнуть из сопроводительной документации, предоставленной производителем оборудования, или обратиться в обслуживающую данный тепловой узел сетевую организацию — у них должны быть разработаны внутренние регламенты.

Особое внимание при проектировании и установке калориферов и узлов обвязки уделяется качеству приточного воздуха. От этого параметра зависит эффективность и долговечность работы системы вентиляции. Воздух очищается от загрязнителей крупной фракции: расчетное значение запыленности — не более 0,5 мг/м 3 , температура наружного воздуха до -20 0 С.

Виды канальных нагревательных установок

Калориферы бывают трех видов и различаются по типу теплоносителя. У каждого вида своя специфика работы и область применения:

  • Электрические. Бытовые нагревательные установки. Металлические тэны нагреваются за счет электричества. Установка простая, без монтажа сложного обвязочного узла. Мощности хватает на обсаживание помещения до 100 м 2 .

Электрический калорифер

  • Водяные. Работают на воде, циркулирующей по трубкам. Распространённый вариант в вентсистемах общественных и производственных зданий. Для эффективной работы требуется монтаж обвязочного узла.

Водяной калорифер

  • Паровые. Характеризуются высоким КПД, скоростью нагрева, кратностью воздухообмена. Теплоноситель – водяной пар, нагретый до расчётной температуры. Паровые калориферы устанавливаются в системы вентиляции промышленных предприятий, где есть источник водяного пара.

Паровой калорифер

Схемы подключения калориферов

Перед калорифером стоит одна задача – обогрев входящих воздушных масс, с возможностью регулировки температуры теплоносителя. Существует несколько схем установки:

  1. Один контур вентиляции, один калорифер. Самая простая схема, когда на входе или любой другой точке вентканала устанавливается аппарата в единственном экземпляре. Подходит для сезонного обогрева. Нет резервного источника тепла.
  2. Два контура вентиляции, несколько калориферов. Более сложная схема, с многочисленными узлами обвязки. Первый контур со своим канальным нагревательным элементов работает в осенне-зимний период, второй – в летний. Двойная схема применима для больших по площади зданий, требующих обогрева круглый год. Позволяет безаварийно пройти пиковые морозы за счет включению обоих нагревательных контуров.

Узлы обвязки

Осуществляют подводку теплоносителя к калориферу и обеспечивают контроль над температурой и давлением в системе.

Состав схемы узла

В состав классической схемы обвязочного узла входят:

  1. Циркуляционный насос.
  2. Компрессорно-конденсаторный блок (ККБ). Применяется в обвязке охладительных систем как внешний блок. Подключается к охладителям приточных вентиляционных установок или канальных кондиционеров.
  3. Приборы контроля основных параметров: температуры и давления.
  4. Запорная арматура.
  5. Байпас.
  6. Фильтр для очистки входящих воздушных масс.
  7. Автоматически клапан. Бывает двухходовой и трехходовой.
  8. Трубки и фитинги.

Узел обвязки может подключаться к системе с помощью жесткой или гибкой подводки:

  • Жесткая подводка. Простой вариант подключения посредством металлических труб. Практикуется, когда место установки калорифера заранее известно и подготовлено.
  • Гибкая подводка. Более сложный вариант подключения. Используются гибкие гофрированные шланги. Практикуется, когда калорифер устанавливается в неподготовленное место.

Регулировка нагрева

Проектировщики выделяют два способа регулировки температуры канального нагревателя: количественный и качественный.

  • Количественный. Устаревающий способ регулировки. Температура находится в прямой зависимости от объема теплоносителя, для этого в систему обвязки устанавливается двухходовой кран. Способ признан не рациональным, так как объем затрачиваемого теплоносителя постоянно «скачет».
  • Качественный. Более эффективный способ. При любом положение клапана регулировки теплоноситель расходуется по линейному принципу. За линейность отвечает трехходовой штоковый клапан и насос. Насос врезается непосредственно в контур нагревателя, его ротор вращается в жидкой среде. Отпадает необходимость в сальниках, и полностью исключаются протечки.

Трехходовой клапан со штоком устанавливается на точке входа. Если он закрыт, то вода циркулирует по замкнутому контуру. В открытом состоянии возможность рециркуляции исключена, так как противотоку мешает обратный клапан.

Схемы обвязки

Система вентиляции

При монтаже вентиляции используется несколько схем устройства узлов управления, но у каждого есть достоинства и недостатки. На выбор схемы оказывают влияние такие факторы, как: требуемая температура и интенсивность обогрева; источник подачи теплового носителя; разница давления на вводе с давлением внутри системы.

Существует несколько принципиальных монтажных схем обвязки:

  1. Используется двухходовой регулировочный клапан. Схема подразумевает его установку на точке ввода без дополнительного теплообменника. Клапан выступает в роли буфера, гася давления потока воды, необходимого для калорифера. Есть один недостаток – вероятность замерзания зимой. Для нивелирования опасности на внутренний контур канального теплообменника устанавливается насос.

Схема обвязки

  1. Используется трехходовой регулировочный клапан. Такая схема позволяет получать две системы обвязки. В первом случае клапан разделяет водные потоки, во втором – смешивает их. Калориферы, работающие с обвязкой по системе разделения, характерны для автономных тепловых сетей. Смешивание потоков осуществляется за счет установки обратного клапана с перемычкой.

Тепловые завесы

Тепловая завеса работает по особому режиму: периодического включения на 5-10 минут. Располагается далеко от источника тепла и монтируется в любом, даже самом неприспособленном для этого, месте.

Главная особенность – интервальность подачи теплового носителя. Клапаны работают в двух режимах: максимальном и минимальном. В максимальном за единицу времени подается большой объем теплоносителя. Калорифер быстро разогревается. В минимальном режиме система «полностью засыпает». Теплоноситель практически не подаётся. От основной магистрали тепловую завесу отделяют шаровые краны. Фильтр очистки воздуха защищает клапаны от загрязнения пылью крупной фракции. Эклектический привод распределительного клапана подключается к сети 220В.

Тепловая завеса работает более эффективно за счёт качественной защиты калорифера от резких изменений температуры и давления внутри сети.

Подбор и расчет элементов обвязки

Состав системы унифицирован и одинаков для всех типов подключения:

  • Запорная арматура. Краны для перекрытия водного потока. Изготавливаются из стали и латуни. Для труб диаметром до 40 мм – арматура с резьбой, свыше 40 мм – фланцевая. Подбирается исходя из мощности калорифера.
  • Обратные клапаны. Барьер на пути оттока воды. Монтируется на обратном трубопроводе или основной перемычке. Зависят от диаметра трубопровода.
  • Привод и клапан регулировки. Основная часть обвязочного узла. В зависимости от типа обвязки используется трехходовой или двухходовой. С помощью клапанов регулируется мощность калорифера. Привод снижает вероятность замерзания системы. Если автоматика сигнализирует о критически низкой температуре, то привод максимально открывает заслонку, увеличивая интенсивность потока.
  • Манометры, термометры. Позволяют оператору отслеживать основные параметры. Подбираются по расчету.
  • Кран для слива и удаления воздуха. После заполнения системы тепловым носителем удаляются излишки воздуха. Кран слива необходим для опорожнения системы. Подбирается по расчету.
  • Клапан балансировки. Уравнивает давление воды между калориферами. Подбирается по проекту.
  • Насос. Обеспечивает беспрерывную циркуляцию теплоносителя по внутреннему контуру. Подбирается исходя из объёма системы.
  • Грязевик. Устройство для фильтрации воды. Преимущественно применяется сетка с ячейкой 500 микрон.

Правильно рассчитать элементы обвязки на основании исходных данных, проекта и пожеланий заказчика можно только, имея высокую квалификацию.

Пример проекта обвязки

Компания «Мега.ру» располагает всеми средствами и квалифицированным персоналом для выполнения проектов любой сложности. Более подробную информацию вы можете получить при личном обращении за консультацией. Все способы связи с нами указаны на странице «Контакты».

ОБОРУДОВАНИЕ ОБВЯЗКИ ОБСАДНЫХ КОЛОНН

Глава 1

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ФОНТАННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СКВАЖИН

Эксплуатация фонтанных нефтяных и газовых скважин осуще­ствляется комплексами, включающими наземное и скважинное оборудование, которое обеспечивает отбор продукции в задан­ном режиме, проведение необходимых технологических опера­ций при эксплуатации и предотвращении открытых фонтанов. Эти требования выполняются при установке на оборудование обвязки обсадных колонн фонтанной арматуры с манифольдом и внутрискважинного отсекающего и пакерующего устройства.

ОБОРУДОВАНИЕ ОБВЯЗКИ ОБСАДНЫХ КОЛОНН

Оборудование обвязки обсадных колонн предназначено для подвешивания обсадных колонн, герметизации и разобщения межколонных пространств, проведения ряда технологических операций, установки противовыбросового оборудования в про­цессе бурения и оборудования устья в процессе эксплуатации.

По условиям эксплуатации оборудование обвязки обсадных колонн подразделяют на три группы: для умеренного микро­климатического района — некоррозионной и коррозионной сред и для холодного микроклиматического района и некоррозион­ной среды.

В шифре оборудования обвязки обсадных колонн приняты следующие обозначения: О — обвязка, К — колонна, К или М — способ подвешивания колонн (соответственно на клиньях пли на муфте), 1, 2, 3 и т. д. — число подвешиваемых колонн (без учета колонны кондуктора), первое число — рабочее давление, второе, третье и четвертое — диаметры эксплуатационной, тех­нической колонн и кондуктора в мм; ХЛ — климатическое ис­полнение для холодного района и исполнение по коррозионной стойкости:

Читать еще:  Почему выбрасывает воду из расширительного бачка отопления?

К2 —для сред, содержащих H2S и СО2 до 6 %;

К2И — для колонных обвязок, изготовленных из малолеги­рованной и низкоуглеродистой стали с применением ингибитора в скважине.

Например, ОКК2-350-140Х219Х426К2 — оборудование обвязки обсадных колонн с клиньевой подвеской двух колонн (безучета колонны кондуктора) диаметром 140 и 219 мм, рассчитан-

ных на рабочее давление 35 МПа, в коррозионностойком испол­нении для сред, содержащих H2S и СС>2 до 6 %.

Оборудование обвязки обсадных колонн с муфтовой подвес­кой имеет шифр ОКМ. Обе конструкции оборудования с клинье-вой или муфтовой подвеской позволяют восстанавливать нару­шенную герметизацию межколонного кольцевого пространства путем нагнетания специальных паст или самотвердеющих пла­стиков.

Оборудование типа ОКК состоит из отдельных сборочных единиц —колонных головок. Нижнюю колонную головку (ГНК), присоединяемую непосредственно к верхнему концу об­садной колонны (кондуктор), выпускают в трех исполнениях:

исполнение I— присоединение к обсадной колонне с по­мощью внутренней резьбы на корпусе головки;

исполнение II —присоединение к обсадной колонне с мощью наружной резьбы;

исполнение III —присоединение к обсадной колонне

Колонные головки устанавливают на устье скважины после­довательно по мере спуска и цементирования обсадных колонн. Подбирают колонные головки с учетом максимального пласто­вого давления, ожидаемого при бурении следующего за обса­женным интервала скважины.

Оборудование ОКК, рассчитанное на 21 и 35 МПа (рис. 1.1), состоит из нижней, промежуточной —первой, второй и третьей (верхней) колонн. Обвязку обсадных колонн осуществляют с помощью клиньевых подвесок и пакеров, клиньевая подвеска состоит из корпуса и клиньев, которые в сборе устанавливают в конической расточке крестовины.

Для проведения технологических операций каждую из ко­лонных головок оснащают манифольдом. Для контроля давле­ния в затрубном пространстве предусмотрены вентили, краны и манометры.

Оборудование обвязки обсадных колонн выпускают с муф­товой подвеской ОКМ на 14 МПа и с клиньевой — ОКК на 21, 35, 70 МПа (табл. 1.1).

ФОНТАННАЯ АРМАТУРА

Фонтанная арматура предназначена для герметизации устья скважин, контроля и регулирования режима их эксплуатации, направления продукции скважин в пункты сбора нефти и газа, а также — для полного закрытия или глушения скважины.

Фонтанная арматура состоит из трубной головки и елки. Ее устанавливают на верхний фланец колонной головки скважины.

Трубная головка предназначена для подвески колонны на-сосно-компрессорных труб, герметизации и контроля простран-

ства между подъемными трубами и эксплуатационной колон­ной, а также для проведения технологических операций^ при освоении, эксплуатации и ремонте скважины. К трубной го­ловке подвешивают один или два ряда насосно-компрессорных

Фонтанная елка предназначена для направления потока про­дукции в выкидную линию на замерную установку, для регу­лирования режима эксплуатации и контроля действия сква­жины путем спуска глубинных приборов.

Подключение рабочих струн фонтанной арматуры на по­верхности к нефте- или газопроводу выполняют с помощью ма-нифольда.

Предусматривается изготовление фонтанной арматуры, рас­считанной на рабочее давление 14, 21, 35, 70, 105 и 140 МПа (табл. 1.2).

Типовые схемы фонтанной арматуры составляют сочетанием типовых схем фонтанных елок (рис. 1.2): тройниковых по схе­мам 1, 2, 3, 4 и крестовых 5 и 6.

Трубную головку фонтанной арматуры выполняют для под­вески одного (рис. 1.3, а) или двух рядов насосно-компрессор­ных труб (рис. 1.3,6).

Для высокодебитных и особо ответственных скважин фон­танную арматуру выпускают с системой управления (рис. 1.3,б).

Фонтанную арматуру изготовляют в исполнении для обыч­ных и коррозионных сред. В зависимости от исполнения при­няты следующие обозначения:

Kl, K2 —для среды с объемным содержанием СО2 до 6%; К2И — то же, при условии непрерывной подачи ингибитора; КЗ — для среды с объемным содержанием СО2 и H2S до 25%.

Фонтанную арматуру, рассчитанную на 14 МПа, изготов­ляют с крановыми запорными устройствами тройникового и крестового типов для скважин, эксплуатируемых фонтанным способом или с помощью погружных центробежных электрона­сосов. Арматура предназначена для работы с некоррозионной

Таблица 1.2. Основные параметры фонтанной арматуры

Основные способы соединения воздуховодов между собой: плюсы и минусы каждого из вариантов

Здравствуйте, уважаемый читатель! Эффективность современных вентиляционных устройств во многом зависит от качества сборки её элементов. Если будет нарушена технология установки, даже при грамотно выполненном аэродинамическом расчёте не удастся изготовить надежную систему.

Важную роль играет при этом соединение воздуховодов между собой. Рассмотрим их способы, особенности применения в различных ситуациях.

Методы крепления воздуховодов

Крепят воздушные рукава чаще всего к потолку или стенам помещения, а технология крепления зависит от их типоразмеров и конфигурации.

По профилю сечения они подразделяются на прямоугольные и круглые отводы. Методы крепления применяют к ним разные.

Для крепежа прямоугольных каналов используют технологию с применением:

  • Шпильки и профилей Z и L-образных форм.
  • Шпильки и траверса.

Используют данные методы при монтаже тяжелых конструкций.

Для каналов круглого сечения применяют:

  • Хомут и шпильку.
  • Перфоленту и хомут.

Подобные способы крепежа распространены при сборке небольших систем.

Виды соединения металлических воздуховодов

Круглые отводы монтируются на следующих соединениях:

Для прямоугольных каналов используются:

Наряду с ними применяются классические соединения раструбом и сваркой.

Монтажная шина еврошина

Как правило, прямоугольные воздуховоды и фасонные детали стыкуются фланцевыми соединениями, созданными на основе монтажной шины. Другие названия этой уникальной конструкции – «еврошина», шинорейка.

Представляет она собой профиль L-образной конфигурации, благодаря которой стороны короба жестко фиксируются во фланце.

Изделие производится шириной 20 и 30 мм. Для создания фланца шинорейка нарезается по размеру на четыре части, собирается с помощью уголков, вставляется в отвод и прикрепляется к нему саморезами или болтами.

Места сопряжения стыкуемых фланцев по периметру прокладывают уплотнителем или смазывают герметиком. Прилегающие фланцы соединяют между собой болтами. Для придания дополнительной плотности прилегания устанавливают через каждые 50 см по периметру узла зажимные скобы (струбцины).

Монтажные шины обеспечивают герметичное соединение, создают дополнительную жесткость в вентиляционной конструкции.

Ниппель и муфта

Эти виды соединения используются в работе с круглыми вентиляционными трубами на прямолинейных участках.

Ниппель представляет собой отрезок трубы, середину которого опоясывает выпуклое ребро.

Деталь вставляют в трубу, где она фиксируется этим выступом. На неё надевается следующий сегмент вентиляционной системы. Стыковочный узел обклеивается алюминиевым скотчем.

Основное требование к соединителю – соответствие размеров и материала параметрам собираемой вентиляции.

Муфта по сути является внешним ниппелем и отличается от него только бортиком, выступающим внутрь, и размером сечения: оно больше диаметра трубопровода. Соответственно, муфта надевается на стыкуемые отводы с внешней стороны и закрывает место сопряжения.

Схема муфтового соединения

Реечный способ состыковки используют при монтаже прямоугольных воздуховодов, длина сторон которых составляет 40 см и меньше.

Примыкающие торцы каналов с отгибами бортов соединяют, в изгибы вставляют рейку и загоняют её на всю длину сторон. Затем стык уплотняют молотком. Способ востребован в местах, ограниченных высотой.

Недостатком реечных стыков является утечка воздуха через них. Чтобы улучшить герметичность узла, применяют уплотняющие материалы из резины или полимера.

Способ соединения прямоугольных отводов на рейке

Ещё одним из бесфланцевых способов соединения является стыковка каналов бандажом. Он изготавливается из тонколистовой оцинкованной стали и предназначается для сборки круглых воздуховодов малого и среднего диаметра.

Соединитель надевают на отбортованные торцы соединяемых труб, предварительно заполнив его выемку герметиком. Стягивают концы бандажа, к которым приварены угольники, струбциной или специальным приспособлением. Затем болтовым соединением закрепляют бандаж на отводах.

Схема установки бандажа: а — соединитель, б — узел стыковки; 1 —бандаж, 2 — воздуховоды

Раструбное

Самый простой и быстрый способ монтажа воздушных каналов. Отводы изготовляются слегка конусообразной формы и собираются в единую вентиляционную систему путем вставления следующего отвода в предыдущий элемент.

Для герметизации применяют герметик.

Используют при монтаже круглых воздуховодов, сборке сэндвич-дымоходов, пригоден для оборудования вытяжного канала естественной вентиляции.

Видео: трубы из нержавеющей стали, способы соединения

Как соединять пластиковые и гибкие воздуховоды

Монтаж пластиковых вентиляционных труб не представляет никаких сложностей. Для сборки пластиковых систем производителями выпускаются специально подобранные фасонные детали и переходники, подходящие по своим типоразмерам воздуховодам. Эти соединители просто вставляются друг в друга и промазываются силиконом.

Гибкие отводы в виде гофрированных каналов соединяют «алюминиевым» скотчем, винтовыми соединителями или обычными хомутами.

Отводы от компрессора соединяются быстросъемами и фитингами, которые бывают металлическими или пластиковыми.

Как соединить вытяжку с воздуховодом

Главное правило – диаметр подключаемого канала не должен быть меньше сечения выходного фланца вытяжки. Если же мощность вытяжки небольшая и возникла необходимость подключения отвода меньшего сечения, или прямоугольного канала, применяется соответствующий переходник, который надевается на выходное отверстие вытяжки. Соединения герметизируются силиконом.

Подробно монтаж пластикового воздуховода описан в данном видео

Заключение

Мы рассмотрели наиболее популярные соединения воздушных каналов. Надеемся, что представленная информация будет полезной для вас. Желаем успехов в благоустройстве вашего жилища, подписывайтесь на наши статьи, делитесь полученными знаниями в социальных сетях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector